РМО математиков


План работы РМО математиков на 2018/2019 учебный год

Методическая тема: Реализация современных дидактических подходов в преподавании учебного предмета «Математика» 

 

Цель: Совершенствование системы работы педагогов по организации образовательного процесса по математике в учреждениях общего среднего образования, распространение эффективного педагогического опыта.

 

Основными  задачами  методической  деятельности  в 2018/2019 учебном году являются:

– совершенствование образовательного процесса по математике с с учётом рекомендаций по результатам республиканского мониторинга уровня  обученности  учащихся  по  математике  (размещены  на национальном  образовательном  портале:  http://adu.by/ru/uchitelyu/otsenka-kachestva-obrazovaniya.html);

– проектирование  собственной  педагогической  деятельности  на основе компетентностного подхода в обучении, с учётом профильного обучения на третьей ступени общего среднего образования; 

–  эффективный  опыт  преподавания  математики  на  повышенном уровне в условиях организации профильного обучения в учреждениях общего среднего образования;

–  совершенствование  методики  преподавания  математики  на базовом и повышенном уровнях изучения предмета;

– формирование у учащихся ключевых компетенций посредством учебного предмета математика;

– проектирование,  организация  и  проведение  современного учебного занятия по математике;

 – внеурочная  деятельность  как  механизм  образовательного  и профессионального самоопределения учащихся;

 

–  повышение  интереса,  расширение  и  углубление  знаний  по учебному предмету в шестой школьный день.


Заседание № 1 (август)

 

Форма проведения: инструктивно-методическое совещание.

Тема:  «Подведение итогов работы РМО учителей математики за 2017/2018 учебный год. Содержательные  и  организационно-методические  особенности образовательного процесса по математике в 2018/2019 учебном году»

Вопросы: 

1.   Анализ работы РМО учителей математики за 2017/2018 учебный год. Кириенко Н.Н., руководитель РМО учителей математики

2.     Результаты работы учителей математики по подготовке учащихся к  сдаче ЦТ, результаты ЦТ (анализ).

Вересович Т.И., методист РУМК РООС и Т

3.   Качество обученности по учебному предмету «Математика» за 2017/2018 учебный год, результаты сдачи экзаменов по учебному предмету «Математика» (ІІ, ІІІ ступени общего среднего образования) за 2017/2018 учебный год, результаты оценки качества знаний учащихся по итогам проведения контрольных срезов).

Вересович Т.И., методист РУМК РООС и Т

 

 Научно-методический блок

1.  Нормативное  правовое  и  научно-методическое  обеспечение образовательного процесса по математике в 2018/2019 учебном году в соответствии  с  требованиями  Кодекса  Республики  Беларусь  об образовании: правовые акты, регулирующие деятельность учреждений образования  по  учебному  предмету  «Математика»  в  учреждениях образования  Республики Беларусь. Концепция, стандарт и программы

предметной  области  «Математика». 

2.  Программы  факультативных занятий,  учебные  и  учебно-методические  пособия,  календарно-тематическое  планирование. 

3. Инструктивно-методическое  письмо Министерства  образования  Республики  Беларусь  «Об  организации  в 2018/2019  учебном  году  образовательного  процесса  при  изучении учебных  предметов  и  проведении  факультативных  занятий  в учреждениях общего среднего образования». 

 

Практический блок

 Выявление затруднений в работе учителей математики. Анкетирование.

 

Основные  направления  деятельности  методического объединения в 2018/2019 учебном году с учетом анализа  результатов  образовательного  процесса  в  2017/2018  учебном году:  определение  основных  целей  и  задач,  план  работы МО  и творческой группы учителей  математики  в новом учебном году, выбор форм и методов работы.


Заседание № 2 (ноябрь)

 

Форма проведения: семинар-практикум

Тема: «Механизмы реализации компетентностного подхода в процессе

изучения математики»

Вопросы: 

 

     1.     Научно-методический блок

1.1 Компетентностный подход – требование Кодекса об образовании Республики  Беларусь  и  учебной  программы  по  математике.

1.2 Компетентность,  компетенции,  виды  компетенций.  Предметные  и ключевые  компетенции.  Возможности  формирования  у  учащихся ключевых  компетенций  посредством  учебного  предмета  математика.

1.3 Методы  и  технологии  реализации  компетентностного  подхода  на уроках  и  на  факультативных  занятиях  по  математике. 

1.4 Планирование учебных занятий на основе компетентностного подхода.  Направленность  учебного  материала  на  усвоение  общенаучных приёмов  и  методов  познания  (анализ,  синтез,  индукцию,  дедукцию, аналогию,  обобщение,  конкретизацию,  абстрагирование);  на методологию  научного  познания  действительности  (завершённость, изящество  математических  формулировок,  убедительная  сила доказательств);  отбор  оптимального  для  данного  класса  объёма учебного  материала  и  уровня  сложности  предлагаемого  содержания; качество структурирования учебного содержания.

1.5 Компетентностный  подход  к  отбору  содержания  образования: опора  содержания  образования  на  субъектный  опыт  учащихся; формирование математической компетенции учащихся; познавательная активность  учащихся;  использование  предметного  содержания  для развития личностных качеств учащихся; решение задач, возникающих в повседневной  жизни  на  основе  изученного  материала  и  с  учётом личностного  опыта  учащегося. 

 

     2.     Учебно-методический блок

Представление опыта педагогов по реализации компетентностного подхода в процессе изучения математики. 

 

     3.     Практический блок

 Практическая  работа  по  разработке  планов  учебных  занятий  с использованием  современных  дидактических  подходов,  методов  и технологий преподавания учебного предмета. Представление и защита разработанных материалов. 

Планирование учебных занятий с использованием шаблонов технологических карт уроков различных типов (предложенных А. М. Лукашёнок, учителем математики квалификационной категории учитель-методист ГУО «Борковичская средняя школа   Верхнедвинского района»).

 

     4.     Разработка методических рекомендаций

 

- по построению учебных занятий в условиях реализации компетентностного подхода в образовании.


Заседание № 3 (январь)

 

Форма проведения: обучающий семинар

Тема:  «Учёт  индивидуальных  и  личностных  особенностей учащихся для развития интеллектуального потенциала учащихся»

Вопросы: 

 

     1.     Научно-методический блок

1.1 Принципы  дифференциации  и  индивидуализации  и  их  реализация на  учебных  занятиях  по  математике.  Сочетание  различных  форм коллективной  и  индивидуальной  работы  учащихся. 

1.2 Организация самостоятельной  работы  учащихся. 

1.3 Создание  ситуации  успеха    и активного  общения  на  учебном  занятии  как  основное  условие реализации  личностно  ориентированного  подхода.  1.4 Приёмы  создания ситуации  свободы  выбора,  приёмы  рефлексии.  Методы  выявления индивидуальных  и  личностных  особенностей  учащихся.

1.5 Особенности организации контрольно-оценочной и рефлексивной деятельности на учебном занятии; гуманистический  принцип  оценивания  деятельности  и  результатов учащихся. 

1.6 Организация деятельности  учащихся по рациональному решению разноуровневых  задач  при  изучении  математики  на  повышенном уровне.  1.7 Проектирование  образовательного  процесса  на  основе интерактивных  методов обучения. 

 

     2.      Учебно-методический блок

2.1 Построение  содержания  учебного  занятия  на  основе  личностно ориентированного подхода к организации процесса обучения.

2.2 Практикоориентированные  задачи  как  средство  активизации  учебной деятельности при обучении математики (из опыта работы педагогов).

2.3 Анализ  фрагментов  учебного  занятия,  спроектированного  с учетом  приёмов  создания  ситуации  свободы  выбора,  приёмов рефлексии. 

Оценка результатов учебной деятельности учащихся.

 

     3.     Практический блок

Представление  моделей  опыта  педагогов,  отражающих применение    личностно  ориентированного  подхода  в  обучении  на учебном занятии. 

 

     4.     Разработка методических рекомендаций

- по осуществлению дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся  на диагностической основе

 

- создание и пополнение банка способов и форм дифференциации учебной работы школьников на различных этапах урока.

 


Заседание № 4 (март)

 

Форма проведения: методический фестиваль

Тема: «Педагогический опыт как система методов, приемов и средств

обучения математике в условиях профильного обучения»

Вопросы: 

 

     1.     Научно-методический блок

1.1 Содержание  и методика преподавания математики на базовом и повышенном уровнях в условиях профильного обучения.

1.2 Информационно-коммуникативная  компетентность  педагога  как  фактор  повышения качества  математического  образования  учащихся. 

1.3 Пути  и  средства организации    познавательной  деятельности  учащихся    на  учебном занятии и во внеурочной деятельности по учебному предмету в шестой школьный день. Средства обучения математике как посредники между педагогом  и  учащимися. 

1.4 Совершенствование  знаний,  умений  и  навыков  учащихся  на учебном занятии  и  во  внеурочной  деятельности  на    основе компетентностного подхода.

 

     2.     Учебно-методический блок   

2.1 Развитие  творческих  способностей  и  исследовательских  умений учащихся  в  образовательном  процессе  по  математике  при  реализации профильного  обучения. 

2.2 Виды  и  формы  работы  учителя    по  развитию творческого потенциала личности учащихся. 

2.3 Факультатив  по  математике  –  средство  и условие    развития  творческого  потенциала  личности  учащихся  и  привития интереса к предмету.

 

     3.       Практический блок

Модели опыта педагогов,  отражающих систему работы в условиях профильного обучения  учащихся.   

Моделирование и конструирование уроков различных  типов. 

Составление  технологических  карт  изучения основных  тем  программы  по  математике  базового  и  повышенного уровня с указанием целевых ориентиров, освоения ведущих предметных знаний, умений, компетенций.

 

     4.     Разработка методических рекомендаций

- по составлению плана самоанализа профессиональной деятельности и саморазвития творчески работающего педагога;

- по структуре и содержанию портфолио педагогической деятельности учителя.

 

- по осуществлению дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся  на диагностической основе

 

- создание и пополнение банка способов и форм дифференциации учебной работы школьников на различных этапах урока.

 


Информационные источники

 

1.  Бершадский,  М.Е.  Дидактические  и  психологические  основания образовательной технологии /М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 256 с.

2.  Богачева,  И.В.  Общение  и  представление  опыта  педагогической деятельности / И.В.Богачева, И.В. Федоров, О.В. Сурикова. Общение и представление  опыта  педагогической  деятельности.  Государственное учреждение  образования  «Академия  последипломного  образования» Минск, 2012.

3. Груденов,  Я.И.  Совершенствование  методики  работы  учителя математики / Я.И. Груденов. – М.: Просвещение, 2005.

4. Запрудский  Н.И.  Контрольно-оценочная  деятельность  учителя  и учащихся / Н.И. Запрудский. – Минск, Сэр-Вит, 2012. – 160 с. 

5. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии – 3 /  Н. И. Запрудский – Минск : Сэр-Вит, 2017. – 166 с.

6.  Кульневич,  С.В.  Анализ  современного  урока/С.В.  Кульневич,  Т.П.  Лакоценина – Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 2001. – 176 с.

7.  Луговский,  С.А.  Формирование  познавательной  активности школьников при изучении математики/С.А. Луговский, Е.П. Цыбуля // Матэматыка: праблемы выкладання. – 2009. – № 4.

8.  Пирютко,  О.Н.  Интеграция  различных  разделов  школьного  курса математики / О.Н. Пирютко // Народная асвета. – 2009. – №9. – С. 16-22

9.  Пирютко,  О.Н.  Сложные  темы  в  школьном  курсе  математики: преодоление трудностей / О.Н.  Пирютко // Народная асвета.  – 2010. – №8. – С. 32-37.

10.  Якиманская,  И.С.  Личностно-ориентированное  обучение  в современной школе/И.С. Якиманская, М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.

 

Статьи  научно-методического  журнала  «Матэматыка», актуальные  для  совершенствования  методического  мастерства учителя:

 

Алейникова,  Д.К.,  Алейников,  А.А.  Методические  разработки уроков  темы  «Простые  числа»  V  класса  по  авторской  методике

Алейниковой Д.К. (Технология разноуровневого обучения в подвижных группах) – 2013. – № 4, № 5.

Александрович,  Н.В.  Использование  проблемных  ситуаций  на уроке как условие повышения эффективности педагогического процесса – 2015. – № 3.

Валаханович,  Т.В.,  Шлыков,  В.В.  Развитие  пространственных представлений  учащихся  в  процессе  решения  задач  в  курсе планиметрии– 2016. – № 1.

Войтова,  Ю.К.  Организация  исследовательской  деятельности учащихся  на  уроках  математики  при  решении  задач  на  сближение (удаление) – 2018. –№ 3.

Голёнова  И.А.  Практико-ориентированные  задачи  как  средство активизации учебной деятельности при обучении математики – 2014. –

№ 6.

Гуляева,  Т.В.,  Ненартович,  М.В.  Применение  модульных технологий в преподавании математики в школе – 2013. – № 5.

Гущин, Д.Д. Уравнения и неравенства с модулями – 2013. – № 3.

Корлюкова  И.А,  Романовский,  Ю.Я.  Дистанционные  олимпиады по математике: опыт и перспективы – 2015. – № 6.

Корниенко,  В.Н.  Практико-ориентированные  задачи  с профессиональным  содержанием  на  внеклассных  занятиях  по математике в Минском государственном колледже сферы обслуживания (специальность «почтовая связь») – 2016. – № 2.

Кот,  В.И.  Информационно-коммуникационные  технологии  и

математическое развитие одарённых учащихся – 2015. – № 6.

Кот, В.И. Веб-квест по математике «Задачи-аналоги» – 2017.– № 3.

Кузнецова,  Е.П.,  Муравьёва  Г.Л.,  Шнеперман,  Л.Б.,  Ящин  Б.Ю. Системы линейных уравнений с двумя переменными – 2017. – № 1, № 2, № 3. 

Куксенко, Л.К. Использование методов и приёмов для развития у учащихся  мотивации  при  обучении  математике  на  II  ступени  общего среднего образования – 2018. – № 2.

Лисова,  М.И.,  Карневич,  О.Н.  О  формировании  математической

компетентности учащихся – 2012. – № 1. 

Ломчановская,  М.В.,  Рыкова,  О.В.,  Шамукова,  Н.В.   Фундаментальные  методы  математики  в  школьных  олимпиадных задачах – 2018. – № 2.

Пачко,  И.В.  Площадь  трапеции:  урок  геометрии  в  VIII  классе  в рамках  проектной  технологии  с  использованием  стратегии  активной оценки – 2015. – № 6.

Петровская,  Г.И.,  Шилинец  В.А.  Элементы  математического анализа на факультативных занятиях по математике – 2014. – № 6.

Пирютко,  О.Н.  Обобщающее  повторение  на  уроках  и факультативных занятиях – 2012. – № 6.

Пирютко,  О.Н.,  Курапова,  И.И.  Использование  моделей  при изучении определений, правил и формул – 2012. – № 3.

Пирютко,  О.Н., Ковгореня,  Л.В. Использование производной для решения  уравнений,  доказательства  и  решения  неравенств  –  2012.  – № 1. 

Пирютко,  О.Н.  Применение  параметризации  при  решении некоторых школьных задач – 2015. – № 1.

Пирютко, О.Н.,  Цыбулько,  О.Е.  Обобщённые  приёмы  решения задач: разноуровневое обучение – 2017. – № 3.

Пирютко,  О.Н.,  Смирнова,    Т.А.  Комбинаторные  задачи  как средстворазвития различных компонентов мышления – 2018. – № 1. 

Прохоров, Д.И. Организация и проведение учебного исследования на внеклассных занятиях по математике – 2014. – № 3.

Рогановский,  Н.М.,  Рогановская  Е.Н.,  Новашинская  С.С. Методические  особенности  представления  геометрических  задач  в электронных средствах обучения – 2014. – № 1.

Рогановский,  Н.М.,  Рогановская  Е.Н.  Оптимизация математической  подготовки  учащихся  на  основе  компетентностного подхода – 2015. – № 1.

Сильванович,  С.М.  Тригонометрические  уравнения,  содержащие суперпозиции функций – 2015. – № 3.

Старовойтова, Е.А. Развитие познавательного интереса учащихся к математике посредством материала прикладного характера  – 2013. – № 1.

Тухолко, Л.Л., Шлыков, В.В. Методика построения системы задач для развития консруктивной деятельности учащихся X – XI классов при обучении геометрии – 2013. – № 1.

Тухолко, Л.Л. Технология построения системы задач для развития геометрической консруктивной деятельности учащихся X – XI классов – 2014. – № 2.

Чернявская,  С.В.,  Холтобина,  Н.И.  Геометрический  подход  в решении нестандартных задач по алгебре – 2012. – № 4.

Шилько, И.В. Интерактивная игра как средство повышения уровня мотивации  учащихся  по  учебному  предмету  «Математика» –  2017.  – № 3.

 

Шлыков, В.В. Геометрическое конструирование в процессе поиска решения задач – 2018. – № 2.